Такое понятие как «предпроверочный анализ» отсутствует в Налоговом Кодексе, однако, оно является общепринятым и подразумевает под собой комплекс мероприятий, проводимых налоговым органом для предварительного выявления факта нарушения налогоплательщиком своих обязанностей и установления действительных налоговых обязательств.
Данная стадия всегда предшествует стадии проведения выездной налоговой проверки, так как налоговый орган, выходя на проверку, уже знает основные проблемные места у налогоплательщика. На основании данных предпроверочного анализа уже сформирован план мероприятий и установлена примерная сумма доначислений. Такой подход позволяет налоговому органу максимально эффективно распоряжаться трудовыми ресурсами исключив возможность проведения выездных проверок с минимальными суммами доначислений.
Сигналом, говорящим о том, что в отношении налогоплательщика проводятся контрольные мероприятия предпроверочного анализа может послужить массовая рассылка контрагентам (покупателям и поставщикам) требований о представлении документов по взаимоотношениям с ним за продолжительный период времени – 2-3 года, вызов сотрудников в налоговый орган в качестве свидетелей, запрос у самого налогоплательщика вне рамок проведения проверки комплектов документов по взаимоотношениям с «проблемными» контрагентами за определенный период деятельности. Все данные обстоятельства возникают неспроста и часто налогоплательщик самостоятельно не может оценить в должной мере степень риска, правовые последствия и сумму предполагаемых начислений.
Поэтому, мы рекомендуем еще на стадии осуществления налоговым органом предпроверочного анализа, подключать профильных специалистов, которые могут помочь в решении вопроса назначения выездной проверки или, в случае неизбежности ее назначения, минимизировать суммы возможных начислений по ее результатам путем своевременной оценки первичной документации, подготовки правовой позиции и ее документального обоснования.
По результатам проводимого предпроверочного анализа налоговыми органами проводятся рабочие встречи, в которых налогоплательщику предлагается добровольно оплатить выявленные неисполненные обязательства. На этой стадии крайне важно оценить доводы налогового органа, просчитать суммы предполагаемых доначислений, привести обоснованные и документально подтвержденные контрдоводы, которые позволят не только уменьшить предполагаемые суммы начислений, но и избежать самого процесса назначения выездной налоговой проверки.
Своевременное вовлечение специалистов в процесс налогового контроля значительно увеличивает вероят-ность благоприятного исхода для налогоплательщика. Именно своевременное понимание необходимости получения сторонней квалифицированной помощи – путь к нивелированию негативных налоговых последствий.