Сотрудники ООО «Бизнес и налоги», имея более чем 20-летний опыт работы в сфере налогообложения ока-жут любую консультативную помощь по вопросам налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, готовы решить Ваши разовые проблемы, связанные, в том числе, ответами на разнообразные требования и уведомления, поступающие от налоговых органов, а также оказать комплекс услуг по сопровождению в налоговый орган для дачи пояснений как должностных лиц клиента, так и иных лиц, вызываемых на допрос в качестве свидетеля в рамках ст. 90 Налогового кодекса.
Ответы на требования
Границы действий налоговых органов при налоговом контроле установлены нормами ст. 31, 32 Налогового кодекса. В рамках предоставленных законодательством прав наиболее распространенным мероприятием является истребование документов и пояснений у налогоплательщиков. Данные права предоставлены налоговым органам ст. 93 и 93.1 Налогового кодекса, в которых указан порядок истребования и представления документов и пояснений.
Однако налоговые органы зачастую направляют документы истребования, содержащие нарушение порядка истребования документов, несоответствие законодательно установленной форме, и, по сути, являющиеся подменяющими возможные мероприятия налогового контроля.
Задача наших специалистов:
определить правовые основания истребования документов и информации а также область полномочий налоговых органов в зависимости от формы налогового контроля;
не допустить подмены мероприятий налогового контроля,
определить предметный состав предоставляемых документов и информации;
исключить ответы на неправомерное истребование, а также оценить меры ответственности за непредставление сведений и документов, предусмотренных Налоговым кодексом;
составить мотивированный ответ с приложением документов.
Указанные действия исключат негативные последствия в виде распоряжения налоговым органом докумен-тами, которые истребованы вне правового поля и которые будут являться основанием для дополнительно начисленных сумм налогов.
Допрос свидетеля
В соответствии с положениями п. 1 ст. 90 Налогового кодекса, в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол, копия которого должна быть вручена свидетелю.
Фактически, налоговый орган может вызвать в качестве свидетеля любого человека, которому известно или может быть известно об обстоятельствах, интересующих инспекцию. Это может быть не только руководящий состав организации (директор, главный бухгалтер, директоры по направлениям, начальники отделов и т.п.), но и обычные сотрудники (менеджеры, бухгалтеры, кассиры, кладовщики, водители и т.п.).
Особо привлекательны для осуществления данного вида контроля бывшие сотрудники компании, которые уже никак не зависят от действующего руководства и могут быть не лояльны к бывшему работодателю в силу причин и условий увольнения. Также могут быть допрошены и должностные лица контрагентов налогоплательщика – поставщиков, покупателей, арендодателей, материально-ответственных лиц контрагентов, лиц государственной власти, оформлявших какие-либо разрешительные документы и т.п. Таким образом, круг лиц, которые могут быть привлечены в качестве свидетелей, является крайне широким и законодательно не ограничен.
Целью проведения допроса является установление и документальная фиксация налогового правонарушения, совершенного налогоплательщиком. Любой проведенный допрос, в зависимости от отраженной в нем информации, может быть для налогоплательщика:
положительным, подтверждающим доводы и позицию налогоплательщика, с возможностью введения в контрольные мероприятия новых свидетелей, имеющих ключевую для рассмотрения дела информацию,
нейтральным, когда информация не оказывает влияния на предмет спора и не может служить доказательством каких-либо обстоятельств,
отрицательным, когда свидетель своими показаниями подтверждает доводы налогового органа относительно нарушения плательщиком норм налогового законодательства.
Не секрет, что абсолютное большинство людей не участвовали в процедуре проведения допроса и само слово «допрос» вызывает стереотипные ассоциации с уголовным преследованием и эти опасения могут быть использованы работниками налогового органа для давления на свидетеля с целью получения «нужных» показаний. Кроме того, в процессе заполнения протокола могут быть внесены ответы не в той интерпретации, в которой высказывался свидетель, или могут быть внесены сведения, которые им вообще не озвучивались. Невнимательное прочтение протокола после его составления может привести к включению в протокол указанных выше двояких формулировок или «нужной» для налогового органа информации, причем, оспорить сам протокол допроса или указанную в нем информацию после подписания его свидетелем не представляется возможным, т.к. он подписывается физическим лицом собственноручно.
С целью соблюдения прав свидетелей, защиты их от возможного давления со стороны сотрудников налоговых органов и соблюдением ими установленной законодательством процедуры проведения допроса, специалисты ООО «Бизнес и налоги» готовы оказать квалифицированную помощь при проведении допроса любых лиц на любой стадии проверки, причем, никаких дополнительных доверенностей или письменных поручений при этом не понадобится, а сам протокол при нашем участии будет составлен с учетом конкретной ситуации, сложившейся в отношении налогоплательщика.